Конституция 1918 года. ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ТРУДЯЩЕГОСЯ И ЭКСПЛУАТИРУЕМОГО НАРОДА.


РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ.

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ТРУДЯЩЕГОСЯ И ЭКСПЛУАТИРУЕМОГО НАРОДА.

Глава первая. Глава вторая. Глава третья. Глава четвертая.РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ФЕДЕРАТИВНОЙ СОВЕТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ. Глава пятая.РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ. КОНСТРУКЦИЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ А. Организация центральной власти. Глава шестая.  О Всероссийском  съезде Советов рабочих, крестьянских,     красноармейских и казачьих депутатов. Глава седьмая. О  Всероссийском  Центральном  Исполнительном Комитете    Советов. Глава восьмая. О Совете Народных Комиссаров. Глава девятая. О предметах ведения  Всероссийского съезда  Советов  и    Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов. Б. Организация Советской власти на местах. Глава десятая. О съездах Советов. Глава одиннадцатая. О Советах депутатов. Глава двенадцатая. О  предметах  ведения  органов   Советской  власти    на местах.РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ. АКТИВНОЕ И ПАССИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО. Глава тринадцатая. Глава четырнадцатая. О производстве выборов. Глава пятнадцатая. О проверке и отмене выборов и об отзыве депутатов.РАЗДЕЛ ПЯТЫЙ. БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО. Глава шестнадцатая.РАЗДЕЛ ШЕСТОЙ. О ГЕРБЕ И ФЛАГЕ РОССИЙСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ФЕДЕРАТИВНОЙ СОВЕТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ. Глава семнадцатая.                                                                      СТР.      Утвержденная III Всероссийским съездом Советов в январе 1918  года Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа вместе с  утверждаемой  V  Всероссийским  съездом  Советов  Конституцией Советской  Республики составляют единый основной закон Российской Социалистической Федеративной Советской Республики. Этот основной  закон  вступает  в  действие  с  момента  егоопубликования  в  окончательной форме в «Известиях ВсероссийскогоЦентрального Исполнительного Комитета Советов».  Он  должен  бытьраспубликован   всеми   местными   органами  Советской  власти  ивыставлен во всех советских учреждениях на видном месте.     V Всероссийский    съезд    Советов    поручает    Народномукомиссариату  просвещения  ввести  во  всех  без изъятия школах иучебных  заведениях  Российской  Республики   изучение   основныхположений  настоящей  Конституции,  а  равно  и  их разъяснение иистолкование.                                                                     240

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ТРУДЯЩЕГОСЯ И ЭКСПЛУАТИРУЕМОГО НАРОДА      Глава первая     1. Россия   объявляется   Республикой    Советов    рабочих,солдатских  и  крестьянских  депутатов.  Вся власть в центре и наместах принадлежит этим Советам.     2. Российская Советская  Республика  учреждается  на  основе свободного   союза   свободных   наций  как  федерация  Советских национальных республик.      Глава вторая     3. Ставя   своей   основной   задачей   уничтожение   всякойэксплуатации   человека   человеком,  полное  устранение  деленияобщества  на  классы,  беспощадное   подавление   эксплуататоров,установление   социалистической  организации  общества  и  победысоциализма во  всех  странах,  III  Всероссийский  съезд  Советоврабочих, солдатских и крестьянских депутатов постановляет далее:     а) В  осуществление социализации земли частная собственностьна  землю  отменяется   и   весь   земельный   фонд   объявляетсяобщенародным  достоянием  и  передается  трудящимся  без  всякоговыкупа, на началах уравнительного землепользования.     б) Все леса,  недра и воды общегосударственного значения,  аравно  и  весь  живой и мертвый инвентарь,  образцовые поместья исельскохозяйственные   предприятия    объявляются    национальнымдостоянием.     в) Как  первый  шаг  к  полному  переходу  фабрик,  заводов,рудников,  железных  дорог  и  прочих  средств   производства   итранспорта    в   собственность   Советской   рабоче-крестьянскойРеспублики подтверждается советский закон о рабочем контроле и  оВысшем  Совете  Народного  Хозяйства  в  целях обеспечения власти    241трудящихся над эксплуататорами.     г) III Всероссийский съезд Советов  рассматривает  советскийзакон   об   аннулировании   (уничтожении)   займов,  заключенныхправительством царя,  помещиков  и  буржуазии,  как  первый  удармеждународному    банковому,    финансовому   капиталу,   выражаяуверенность,  что Советская власть пойдет твердо  по  этому  путивплоть  до полной победы международного рабочего восстания противига капитала.     д) Подтверждается  переход  всех  банков   в   собственностьрабоче-крестьянского государства как одно из условий освобождениятрудящихся масс из-под ига капитала.     е) В  целях  уничтожения  паразитических  слоев  общества  иорганизации хозяйства вводится всеобщая трудовая повинность.     ж) В   интересах   обеспечения   всей   полноты   власти  затрудящимися   массами    и    устранения    всякой    возможностивосстановления  власти  эксплуататоров  декретируется  вооружениетрудящихся,  образование Социалистической Красной Армии рабочих икрестьян и полное разоружение имущих классов.      Глава третья     4. Выражая  непреклонную  решимость  вырвать человечество изкогтей финансового капитала и империализма, заливших землю кровьюв  настоящей преступнейшей из всех войн,  III Всероссийский съездСоветов всецело присоединяется  к  проводимой  Советской  властьюполитике  разрыва  тайных договоров,  организации самого широкогобратания с рабочими и крестьянами воюющих ныне между собой  армийи  достижения  во  что  бы  то  ни  стало  революционными  мерамидемократического мира трудящихся без аннексий и  контрибуций,  наоснове свободного самоопределения наций.     5. В тех же целях III Всероссийский съезд Советов настаивает    242на полном разрыве с варварской политикой буржуазной  цивилизации,строившей  благосостояние  эксплуататоров  в  немногих  избранныхнациях на порабощении сотен  миллионов  трудящегося  населения  вАзии, в колониях вообще и в малых странах.     6. III  Всероссийский  съезд  Советов  приветствует политикуСовета Народных Комиссаров, провозгласившего полную независимостьФинляндии,  начавшего вывод войск из Персии,  объявившего свободусамоопределения Армении.      Глава четвертая     7. III Всероссийский съезд  Советов  Рабочих,  Солдатских  иКрестьянских Депутатов полагает, что теперь, в момент решительнойборьбы пролетариата  с  его  эксплуататорами,  эксплуататорам  неможет  быть  места  ни  в одном из органов власти.  Власть должнапринадлежать целиком  и  исключительно  трудящимся  массам  и  ихполномочному  представительству  — Советам Рабочих,  Солдатских иКрестьянских Депутатов.     8. Вместе с тем,  стремясь создать действительно свободный идобровольный,  а  следовательно,  тем более полный и прочный союзтрудящихся классов всех наций  России,  III  Всероссийский  съездСоветов  ограничивается  установлением  коренных  начал федерацииСоветских Республик России,  предоставляя  рабочим  и  крестьянамкаждой нации принять самостоятельное решение на своем собственномполномочном Советском съезде: желают ли они и на каких основанияхучаствовать в федеральном правительстве и в остальных федеральныхсоветских учреждениях.                                                                     243

 РАЗДЕЛ ВТОРОЙОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙФЕДЕРАТИВНОЙ СОВЕТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ      Глава пятая     9. Основная  задача  рассчитанной  на  настоящий  переходныймомент  Конституции  Российской   Социалистической   ФедеративнойСоветской   Республики   заключается   в  установлении  диктатурыгородского и сельского пролетариата и беднейшего  крестьянства  ввиде  мощной  Всероссийской  Советской  власти  в  целях  полногоподавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека человекоми  водворения  социализма,  при  котором  не  будет ни деления наклассы, ни государственной власти.     10. Российская Республика  есть  свободное  социалистическоеобщество всех трудящихся России. Вся власть в пределах РоссийскойСоциалистической Федеративной  Советской  Республики  принадлежитвсему  рабочему  населению  страны,  объединенному  в городских исельских Советах.     11. Советы   областей,   отличающихся   особым    бытом    инациональным составом,  могут объединиться в автономные областныесоюзы,  во главе которых,  как и во  главе  всяких  могущих  бытьобразованными   областных  объединений  вообще,  стоят  областныесъезды Советов и их исполнительные органы.     Эти автономные областные союзы входят на началах федерации вРоссийскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику.     12. Верховная    власть    в   Российской   СоциалистическойФедеративной  Советской  Республике  принадлежит   Всероссийскомусъезду  Советов,  а  в  период  между  съездами  — ВсероссийскомуЦентральному Исполнительному Комитету Советов.     13. В  целях  обеспечения  за   трудящимися   действительной    244свободы  совести  церковь  отделяется  от  государства и школа отцеркви,  а  свобода  религиозной  и  антирелигиозной   пропагандыпризнается за всеми гражданами.     14. В   целях   обеспечения  за  трудящимися  действительнойсвободы  выражения  своих  мнений   Российская   СоциалистическаяФедеративная  Советская  Республика уничтожает зависимость печатиот капитала и предоставляет в руки рабочего класса и крестьянскойбедноты  все технические и материальные средства к изданию газет,брошюр,  книг и всяких других произведений печати и  обеспечиваетих свободное распространение по всей стране.     15. В   целях   обеспечения  за  трудящимися  действительнойсвободы   собраний   Российская   Социалистическая   ФедеративнаяСоветская   Республика,   признавая   право   граждан   СоветскойРеспублики свободно устраивать собрания, митинги, шествия и т.п.,предоставляет  в  распоряжение  рабочего  класса  и  крестьянскойбедноты все пригодные для устройства народных собраний  помещенияс обстановкой, освещением и отоплением.     16. В   целях   обеспечения  за  трудящимися  действительнойсвободы союзов Российская Социалистическая Федеративная СоветскаяРеспублика,  сломив  экономическую  и  политическую власть имущихклассов и этим устранив  все  препятствия,  которые  до  сих  пормешали  в  буржуазном  обществе рабочим и крестьянам пользоватьсясвободой организации и действия,  оказывает рабочим  и  беднейшимкрестьянам  всяческое  содействие,  материальное  и иное,  для ихобъединения и организации.     17. В  целях  обеспечения  за  трудящимися   действительногодоступа   к   знанию   Российская  Социалистическая  ФедеративнаяСоветская Республика ставит своей задачей предоставить рабочим  ибеднейшим    крестьянам   полное,   всестороннее   и   бесплатноеобразование.     18. Российская   Социалистическая   Федеративная   Советская    245Республика  признает  труд обязанностью всех граждан Республики ипровозглашает лозунг: «Не трудящийся, да не ест!»     19. В   целях   всемерной    охраны    завоеваний    ВеликойРабоче-Крестьянской    Революции    Российская   СоциалистическаяФедеративная  Советская  Республика  признает  обязанностью  всехграждан   Республики   защиту   социалистического   Отечества   иустанавливает  всеобщую  воинскую  повинность.   Почетное   правозащищать  революцию  с  оружием  в  руках  предоставляется толькотрудящимся;  на нетрудовые же  элементы  возлагается  отправлениеиных военных обязанностей.     20. Исходя из солидарности трудящихся всех наций, РоссийскаяСоциалистическая Федеративная Советская Республика  предоставляетвсе    политические   права   российских   граждан   иностранцам,проживающим на  территории  Российской  Республики  для  трудовыхзанятий  и принадлежащим к рабочему классу или к не пользующемусячужим трудом крестьянству,  и признает за местными Советами правопредоставлять   таким  иностранцам,  без  всяких  затруднительныхформальностей, право российского гражданства.      21. Российская  Социалистическая   Федеративная   СоветскаяРеспублика   предоставляет   право   убежища   всем  иностранцам,подвергающимся  преследованию  за  политические   и   религиозныепреступления.     22. Российская   Социалистическая   Федеративная   СоветскаяРеспублика, признавая равные права за гражданами независимо от ихрасовой  и национальной принадлежности,  объявляет противоречащимосновным законам Республики установление или допущение каких-либопривилегий или преимуществ на этом основании, а равно какое бы тони было угнетение  национальных  меньшинств  или  ограничение  ихравноправия.     23. Руководствуясь   интересами  рабочего  класса  в  целом,    246Российская  Социалистическая  Федеративная  Советская  Республикалишает   отдельных   лиц   и   отдельные   группы  прав,  которыеиспользуются ими в ущерб интересам социалистической революции. 

РАЗДЕЛ ТРЕТИЙКОНСТРУКЦИЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ      А. Организация центральной власти     Глава шестая     О Всероссийском  съезде   Советов   рабочих,   крестьянских,красноармейских и казачьих депутатов     24. Всероссийский  съезд  Советов  является  высшей  властьюРоссийской Социалистической Федеративной Советской Республики.     25. Всероссийский    съезд    Советов    составляется     изпредставителей  городских  Советов  по расчету 1 депутат на 25000избирателей  и  представителей  губернских  съездов  Советов   порасчету 1 депутат на 125000 жителей.     Примечание 1.  В  случае,  если  губернский съезд Советов непредшествует  Всероссийскому  съезду  Советов,  то  делегаты   напоследний посылаются непосредственно уездными съездами Советов.     Примечание 2.   В   случае,  если  областной  съезд  Советовнепосредственно предшествует Всероссийскому  съезду  Советов,  тоделегаты  на  последний  могут  быть  посланы  областным  съездомСоветов.     26. Всероссийский  съезд  Советов  созывается  ВсероссийскимЦентральным  Исполнительным  Комитетом Советов не реже двух раз вгод.     27. Чрезвычайный  Всероссийский  съезд  Советов   созываетсяВсероссийским  Центральным  Исполнительным  Комитетом  Советов по    247собственному  почину  или  по  требованию   Советов   местностей,насчитывающих не менее 1/3 всего населения Республики.     28. Всероссийский   съезд   Советов  избирает  ВсероссийскийЦентральный  Исполнительный  Комитет  Советов  в  числе  не свыше200 человек.     29. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советоввсецело ответствен перед Всероссийским съездом Советов.     30. В  период  между  съездами  высшей  властью   Республикиявляется   Всероссийский   Центральный   Исполнительный   КомитетСоветов.     

Глава седьмая     О Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете Советов     31. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советовявляется     высшим     законодательным,    распорядительным    иконтролирующим органом Российской  Социалистической  ФедеративнойСоветской Республики.     32. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советовдает   общее   направление   деятельности    рабоче-крестьянскогоправительства   и   всех   органов  Советской  власти  в  стране,объединяет и согласует работы по законодательству и управлению  инаблюдает   за   проведением   в   жизнь  Советской  Конституции,постановлений Всероссийских съездов Советов и центральных органовСоветской власти.     33. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советоврассматривает и утверждает проекты декретов и  иные  предложения,вносимые  Советом Народных Комиссаров или отдельными ведомствами,а также издает собственные декреты и распоряжения.     34. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советовсозывает Всероссийский съезд Советов, которому представляет отчет    248о своей деятельности и доклады  по  общей  политике  и  отдельнымвопросам.     35. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советовобразует Совет Народных Комиссаров для общего  управления  деламиРоссийской  Социалистической  Федеративной Советской Республики иотделы  (народные  комиссариаты)   для   руководства   отдельнымиотраслями управления.     36. Члены    Всероссийского   Центрального   ИсполнительногоКомитета Советов работают в отделах (народных комиссариатах)  иливыполняют    особые    поручения    Всероссийского   ЦентральногоИсполнительного Комитета Советов.     

Глава восьмая     О Совете Народных Комиссаров     37. Совету Народных Комиссаров принадлежит общее  управлениеделами   Российской   Социалистической   Федеративной   СоветскойРеспублики.     38. В осуществление этой задачи  Совет  Народных  Комиссаровиздает декреты,  распоряжения,  инструкции и вообще принимает всемеры,   необходимые   для   правильного   и   быстрого    течениягосударственной жизни.     39. О  всех  своих  постановлениях и решениях Совет НародныхКомиссаров  немедленно   сообщает   Всероссийскому   ЦентральномуИсполнительному Комитету Советов.     40. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советоввправе  отменить  или  приостановить  всякое  постановление   илирешение Совета Народных Комиссаров.     41. Все  постановления и решения Совета Народных Комиссаров,имеющие  крупное  общеполитическое  значение,  представляются  нарассмотрение    и    утверждение    Всероссийского   ЦентральногоИсполнительного Комитета Советов.     Примечание. Мероприятия,  требующие неотложного  выполнения,    249могут    быть    осуществлены    Советом    Народных   Комиссаровнепосредственно.     42. Члены  Совета  Народных  Комиссаров   стоят   во   главеотдельных народных комиссариатов.     43. Народных комиссариатов образуется 17, а именно:      а) по иностранным делам;      б) по военным делам;      в) по морским делам;      г) по внутренним делам;      д) юстиции;      е) труда;      ж) социального обеспечения;      з) просвещения;      и) почт и телеграфов;      к) по делам национальностей;      л) по финансовым делам;      м) путей сообщения;      н) земледелия;      о) торговли и промышленности;      п) продовольствия;      р) Государственного контроля;      с) Высший Совет Народного Хозяйства;      т) здравоохранения.     44. При     каждом     народном     комиссаре,    под    егопредседательством,    образуется    коллегия,    члены    которойутверждаются Советом Народных Комиссаров.     45. Народный комиссар вправе единолично принимать решения повсем  вопросам,  подлежащим  ведению  соответствующего  Народного    250комиссариата,  доводя  о  них  до  сведения  коллегии.  В  случаенесогласия коллегии с тем или иным решением  народного  комиссараколлегия, не приостанавливая исполнения решения, может обжаловатьего в Совет Народных Комиссаров или  в  Президиум  ВсероссийскогоЦентрального Исполнительного Комитета Советов.     То же  право  обжалования  принадлежит  и  отдельным  членамколлегии.     46. Совет  Народных  Комиссаров  всецело  ответствен   передВсероссийским   съездом   Советов   и  Всероссийским  ЦентральнымИсполнительным Комитетом Советов.     47. Народные комиссары и коллегии при народных комиссариатахвсецело  ответственны  перед  Советом Народных Комиссаров и передВсероссийским Центральным Исполнительным Комитетом Советов.     48. Звание  народного  комиссара  принадлежит  исключительночленам   Совета  Народных  Комиссаров,  ведающего  общими  деламиРоссийской Социалистической Федеративной Советской Республики,  иникаким иным представителям Советской власти как в центре,  так ина местах присвоено быть не может.    

  Глава девятая     О предметах  ведения   Всероссийского   съезда   Советов   иВсероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов     49. Ведению  Всероссийского  съезда Советов и ВсероссийскогоЦентрального  Исполнительного  Комитета  Советов   подлежат   всевопросы общегосударственного значения, как-то:     а) Утверждение,    изменение    и   дополнение   КонституцииРоссийской Социалистической Федеративной Советской Республики.     б) Общее руководство всей  внешней  и  внутренней  политикой    251Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.     в) Установление  и  изменение  границ,  а  равно  отчуждениечастей  территории  Российской   .Социалистической   ФедеративнойСоветской Республики или принадлежащих ей прав.     г) Установление  границ  и  компетенции  областных Советскихсоюзов,   входящих   в   состав    Российской    СоциалистическойФедеративной  Советской  Республики,  а  также  разрешение споровмежду ними.     д) Принятие    в    состав    Российской    СоциалистическойФедеративной   Советской   Республики  новых  сочленов  СоветскойРеспублики и признание выхода из Российской  Федерации  отдельныхчастей ее.     е) Общее  административное  разделение территории РоссийскойСоциалистической Федеративной Советской Республики и  утверждениеобластных объединений.     ж) Установление  и  изменение системы мер,  весов и денег натерритории  Российской  Социалистической  Федеративной  СоветскойРеспублики.     з) Сношение с иностранными государствами, объявление войны изаключение мира.     и) Заключение займов,  таможенных и  торговых  договоров,  аравно финансовых соглашений.     к) Установление   основ   и  общего  плана  всего  народногохозяйства и  отдельных  его  отраслей  на  территории  РоссийскойСоциалистической Федеративной Советской Республики.     л) Утверждение     бюджета    Российской    СоциалистическойФедеративной Советской Республики.     м) Установление общегосударственных налогов и повинностей.     н) Установление основ организации вооруженных сил РоссийскойСоциалистической Федеративной Советской Республики.     о) Общегосударственное  законодательство,  судоустройство  и    252судопроизводство, гражданское, уголовное законодательство и пр.     п) Назначение  и  смещение  как  отдельных   членов   СоветаНародных  Комиссаров,  так  и  всего Совета Народных Комиссаров вцелом,  а  также   утверждение   Председателя   Совета   НародныхКомиссаров.     р) Издание  общих постановлений о приобретении и утрате правроссийского гражданства и  о  правах  иностранцев  на  территорииРеспублики.     с) Право амнистии, общей и частичной.     50. Сверх   перечисленных  вопросов  ведению  Всероссийскогосъезда  Советов  и  Всероссийского  Центрального  ИсполнительногоКомитета  Советов  подлежат  все  вопросы,  которые  они признаютподлежащими их разрешению.     51. Исключительному ведению  Всероссийского  съезда  Советовподлежат:     а) Установление,   дополнение  и  изменение  основных  началСоветской Конституции.     б) Ратификация мирных договоров.     52.   Разрешение  вопросов,  указанных  в пунктах  «в»  и «з»ст.49, предоставляется Всероссийскому Центральному ИсполнительномуКомитету Советов  лишь  при  невозможности  созыва  Всероссийскогосъезда Советов.    

  Б. Организация Советской власти на местах     Глава десятая     О съездах Советов     53. Съезды Советов составляются следующим образом:     а) Областные — из представителей городских Советов и уездныхсъездов Советов по расчету 1  депутат  на  25000  жителей,  а  отгородов  —  по  1 депутату на  5000 избирателей,  но не более 500    253делегатов на  всю  область,  либо  из  представителей  губернскихсъездов  Советов,  избираемых  по  той же норме,  если этот съездсобирается непосредственно перед областным съездом Советов.     б) Губернские  (окружные)  —  из  представителей   городскихСоветов и волостных съездов Советов по расчету 1 депутат на 10000жителей, а от городов — по 1 депутату на 2 тысячи избирателей, ноне свыше 300 депутатов на всю губернию (округ),  причем, в случаесозыва уездного съезда Советов непосредственно перед  губернским,выборы  проводятся  по  той  же  норме  не волостными,  а уезднымсъездом Советов.     в) Уездные (районные) — из представителей  сельских  Советовпо  расчету  1  депутат  на  1  тысячу  жителей,  но   не   свыше300 депутатов на весь уезд (район).     г) Волостные  —  из  представителей  всех  сельских  Советовволости по расчету 1 депутат на каждые 10 членов Совета.     Примечание 1.    В   уездных   съездах   Советов   участвуютпредставители Советов городов,  население которых не превышает 10тысяч человек;  сельские Советы местностей, насчитывающих менее 1тысячи человек населения, для избрания депутатов на уездный съездСоветов объединяются.     Примечание 2.   Сельские   Советы,  насчитывающие  менее  10членов, посылают на волостной съезд Советов по 1 представителю.     54. Съезды Советов созываются соответствующими по территорииисполнительными   органами   Советской   власти  (исполнительнымикомитетами) по усмотрению последних  или  по  требованию  Советовместностей,  насчитывающих  не  менее 1/3 всего населения данногорайона,  но, во всяком случае, не реже двух раз в год по области,одного  раза  в  три  месяца по губернии и уездам и одного раза вмесяц по волости.     55. Съезд   Советов   (областной,    губернский,    уездный,    254волостной)  избирает  свой  исполнительный орган — Исполнительныйкомитет, число членов которого не должно превышать: а) по областии  губернии  —  25,  б)  по  уезду  —  20,  в)  по  волости — 10.Исполнительный комитет всецело  ответствен  перед  избравшим  егосъездом Советов.     56. В  границах  своего  ведения  съезд  Советов (областной,губернский,  уездный,  волостной) есть высшая в  пределах  даннойтерритории  власть;  в  период  же  между  съездами такой властьюявляется Исполнительный комитет.     

Глава одиннадцатая     О Советах депутатов     57. Советы депутатов образуются: а) В городах — по расчету 1депутат на каждую 1000 человек населения,  но в числе не менее 50и не более 1000 членов.     б) В селениях (деревнях, селах, станицах, местечках, городахс  населением  менее  10000 человек,  аулах,  хуторах и пр.) — порасчету 1 депутат на каждые 100 человек населения,  но в числе неменее  3  и  не  более  50  депутатов  на  каждое  селение.  Срокполномочий депутатов — 3 месяца.     Примечание. В  тех  сельских  местностях,  где   это   будетпризнано   осуществимым,  вопросы  управления  разрешаются  общимсобранием избирателей данного селения непосредственно.     58. Для текущей работы Совет  депутатов  избирает  из  своейсреды  исполнительный орган (Исполнительный комитет) в количествене свыше 5 человек в селениях, а в городах по расчету 1 на каждые50  членов,  но  не  менее 3 и не более 15 (Петербург и Москва неболее  40).  Исполнительный  комитет  всецело  ответствен   передизбравшим его Советом.     59. Совет  депутатов  созывается Исполнительным комитетом по    255усмотрению последнего или по требованию не менее половины  членовСовета,  но  не реже 1 раза в неделю в городах и 2 раз в неделю вселениях.     60. В  границах  своего   ведения   Совет,   а   в   случае,предусмотренном в ст. 57 (примечание), общее собрание избирателейесть высшая в пределах данной территории власть.     

Глава двенадцатая     О предметах ведения органов Советской власти на местах     61. Областные,  губернские,  уездные  и   волостные   органыСоветской власти,  а также Советы депутатов имеют предметом своейдеятельности:     а) проведение в  жизнь  всех  постановлений  соответствующихвысших органов Советской власти;     б) принятие   всех   мер  к  поднятию  данной  территории  вкультурном и хозяйственном отношениях;     в) разрешение всех  вопросов,  имеющих  чисто  местное  (дляданной территории) значение;     г) объединение всей советской деятельности в пределах даннойтерритории.     62. Съездам   Советов   и   их   исполнительным    комитетампринадлежит  право  контроля  над  деятельностью  местных Советов(т.е.  областным —  право  контроля  над  всеми  Советами  даннойобласти,  губернским — над всеми Советами данной губернии,  кромегородских,  не входящих в состав уездных съездов Советов и т.д.),а  областным  и  губернским  съездам  Советов и их исполнительнымкомитетам,  кроме того,  право отмены решений действуйющих  в  ихрайоне   Советов,  с  извещением  об  этом  в  важнейших  случаяхцентральной Советской власти.     63. Для выполнения возложенных на  органы  Советской  властизадач   при  Советах  (городских  и  сельских)  и  исполнительных    256комитетах (областных, губернских, уездных и волостных) образуютсясоответствующие отделы во главе с заведующими отделами.

 РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙАКТИВНОЕ И ПАССИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО      Глава тринадцатая     64. Правом  избирать  и быть избранными в Советы пользуются,независимо от вероисповедания,  национальности, оседлости и т.п.,следующие   обоего   пола  граждане  Российской  СоциалистическойФедеративной  Советской   Республики,   коим   ко   дню   выборовисполнилось восемнадцать лет:     а) все   добывающие  средства  к  жизни  производительным  иобщественно полезным  трудом,  а  также  лица,  занятые  домашнимхозяйством,     обеспечивающим     для     первых     возможностьпроизводительного труда,  как-то: рабочие и служащие всех видов икатегорий, занятые в промышленности, торговле, сельском хозяйствеи проч.,  крестьяне и казаки-земледельцы, не пользующиеся наемнымтрудом  с целью извлечения прибыли;  б) солдаты советской армии ифлота; в) граждане, входящие в категории, перечисленные в пунктах«а»  и  «б»  настоящей  статьи,  потерявшие  в  какой-нибудь меретрудоспособность.     Примечание 1. Местные Советы могут с утверждения центральнойвласти  понижать  установленную  в  настоящей  статье  возрастнуюнорму.     Примечание 2.  Из лиц,  не  вступивших  в  число  российскихграждан,  пользуются  активным  и  пассивным избирательным правомтакже лица, указанные в ст. 20 (раздел второй, глава пятая).     65. Не избирают и не могут  быть  избранными,  хотя  бы  онивходили в одну из вышеперечисленных категорий:     а) лица,  прибегающие  к  наемному  труду с целью извлечения    257прибыли;     б) лица,  живущие на нетрудовой доход,  как-то:  проценты  скапитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т.п.;     в) частные торговцы, торговые и коммерческие посредники;     г) монахи   и   духовные  служители  церквей  и  религиозныхкультов;     д) служащие  и  агенты  бывшей  полиции,   особого   корпусажандармов  и  охранных отделений,  а также члены царствовавшего вРоссии дома;     е) лица,  признанные в установленном порядке душевнобольнымиили умалишенными, а равно лица, состоящие под опекой;     ж) лица, осужденные за корыстные и порочащие преступления насрок, установленный законом или судебным приговором.     

Глава четырнадцатая     О производстве выборов     66. Выборы производятся,  согласно установившимся обычаям, вдни, устанавливаемые местными Советами.     67. Выборы производятся в присутствии избирателей комиссии ипредставителя местного Совета.     68. В тех случаях, когда присутствие представителя Советскойвласти   оказывается   технически   невозможным,   его   заменяетпредседатель избирательной комиссии,  а за отсутствием такового —председатель избирательного собрания.     69. О  ходе  и  результате  выборов составляется протокол заподписью членов избирательной комиссии и представителя Совета.     70. Подробный порядок производства выборов,  а равно участиев  них  профессиональных  и иных рабочих организаций определяются    258местными Советами согласно инструкции Всероссийского ЦентральногоИсполнительного Комитета Советов.     

Глава пятнадцатая     О проверке и отмене выборов и об отзыве депутатов     71. Весь   материал  по  производству  выборов  поступает  всоответственный Совет.     72. Совет для проверки выборов назначает мандатную комиссию.     73. О результатах проверки  мандатная  комиссия  докладываетСовету.     74. Совет решает вопрос об утверждении спорных кандидатов.     75. В  случае  неутверждения  того или иного кандидата Советназначает новые выборы.     76. В случае неправильности выборов в целом вопрос об отменевыборов разрешается высшим по порядку органом Советской власти.     77. Последней   инстанцией  по  кассации  советских  выборовявляется   Всероссийский   Центральный   Исполнительный   КомитетСоветов.     78. Избиратели,  пославшие в Совет депутата,  имеют право вовсякое время отозвать его  и  произвести  новые  выборы  согласнообщему положению

. РАЗДЕЛ ПЯТЫЙБЮДЖЕТНОЕ ПРАВО      Глава шестнадцатая     79. Финансовая    политика    Российской    СоциалистическойФедеративной Советской Республики в настоящий  переходный  моментдиктатуры  трудящихся  способствует  основной  цели экспроприации    259буржуазии и подготовления условий для всеобщего равенства гражданреспублики  в  области  производства и распределения богатств.  Вэтих целях она ставит себе задачей  предоставить  в  распоряжениеорганов   Советской   власти   все   необходимые   средства   дляудовлетворения  местных  и  общегосударственных  нужд   СоветскойРеспублики,  не  останавливаясь  перед вторжением в право частнойсобственности.     80. Государственные    доходы    и    расходы     РоссийскойСоциалистической Федеративной Советской Республики объединяются вобщегосударственном бюджете.     81. Всероссийский   съезд    Советов    или    ВсероссийскийЦентральный Исполнительный Комитет Советов определяют, какие видыдоходов и сборов входят  в  общегосударственный  бюджет  и  какиепоступают  в распоряжение местных Советов,  а равно устанавливаютпределы обложения.     82. Советы  устанавливают  обложение  налогами   и   сборамиисключительно    на   нужды   местного   хозяйства.   Потребностиобщегосударственные удовлетворяются за счет средств,  отпускаемыхиз государственного казначейства.     83. Ни  один расход из средств государственного казначействане может быть произведен  без  установления  на  него  кредита  вросписи  государственных  доходов  и  расходов  или путем изданияособого постановления центральной власти.     84. На      удовлетворение       потребностей,       имеющихобщегосударственное  значение,  в  распоряжение  местных  Советовпредоставляются подлежащими народными комиссариатами  необходимыекредиты из государственного казначейства.     85. Все   предоставленные   Советам   кредиты   из   средствгосударственного казначейства,  а равно кредиты,  утвержденные посметам  на  местные  нужды,  расходуются  ими  в пределах сметныхподразделений (параграфы и статьи) по  прямому  назначению  и  не    260могут   быть   обращаемы   на  удовлетворение  каких-либо  другихпотребностей    без    особого    постановления    ВсероссийскогоЦентрального  Исполнительного  Комитета Советов и Совета НародныхКомиссаров.     86. Местные Советы составляют полугодовые  и  годовые  сметыдоходов  и расходов на местные нужды.  Сметы сельских и волостныхСоветов и Советов городов, участвующих в уездных съездах Советов,а  также  сметы  уездных  органов  Советской  власти утверждаютсясоответственно губернскими и областными съездами Советов  или  ихисполнительными   комитетами;   сметы   городских,  губернских  иобластных органов  Советской  власти  утверждаются  ВсероссийскимЦентральным  Исполнительным  Комитетом Советов и Советом НародныхКомиссаров.     87. На расходы, не предусмотренные сметами, а также в случаенедостаточности  сметных назначений дополнительные кредиты Советыиспрашивают у подлежащих народных комиссариатов.     88. В   случае   недостаточности   местных    средств    дляудовлетворения  местных  потребностей  необходимые  для  покрытиянеотложных расходов пособия или ссуды из средств государственногоказначейства    местным    Советам    разрешаются   ВсероссийскимЦентральным Исполнительным Комитетом Советов и  Советом  НародныхКомиссаров.

 РАЗДЕЛ ШЕСТОЙО ГЕРБЕ И ФЛАГЕ РОССИЙСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙФЕДЕРАТИВНОЙ СОВЕТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ      Глава семнадцатая     89. Герб Российской Социалистической Федеративной  СоветскойРеспублики  состоит из изображений на красном фоне в лучах солнцазолотых  серпа  и  молота,  помещенных  крест-накрест  рукоятками    261книзу, окруженных венцом из колосьев и с надписью:     а) Российская    Социалистическая   Федеративная   СоветскаяРеспублика и     б) Пролетарии всех стран, соединяйтесь!     90. Торговый,   морской   и    военный    флаг    РоссийскойСоциалистической  Федеративной  Советской  Республики  состоит изполотнища красного  (алого)  цвета,  в  левом  углу  которого,  удревка,  наверху,  помещены  золотые  буквы  РСФСР  или  надпись:Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика.      10 июля 1918 г.  Выверено по изданию:  Ю.С.Кукушкин, О.И.Чистяков. Очерк историиСоветской Конституции. М.,